Что делать компаниям со строительными отходами?

В любой стройке происходит демонтаж строительный конструкций (например, когда происходит разбор старого дома, на месте которого будет стройка нового). Территория стройки начинает обрастать строительными и прочими отходами, которые будут не только мешать выполнению работ, но и в обязательном порядке должны быть утилизированы в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. Краткую информацию по надлежащему вывозу строительных отходов рассказал эксперт в этой сфере, директор компании по вывозу строительного мусора общество с ограниченной ответственностью  «ВСО» Александр Барташевич.

Директор компании по вывозу строительного мусора общество с ограниченной ответственностью «ВСО» Александр Барташевич

Что входит в понятие “строительный мусор”?

– 
Хранение и вывоз строительных отходов должно осуществляться в соответствии с природоохранными, противопожарными и санитарными нормами. Для этого нужно знать необходимый минимум в этой сфере.

1) В перечень “строительных отходов” входит широкий спектр определений, который не всегда поддается точному обозначению. Также по регламентам строительного мусора утилизируется крупногабаритный мусор (например, мебель). К числу наиболее распространенных разновидностей в повседневной жизни относятся:

— куски и крошка бетона;

— элементы кирпичей и плитки;

— снесенные стены (их части);

— части и элементы деревянных, металлических, железобетонных и иных конструкций;

— двери, окна, перегородки, части пола и потолка;

— части и фрагменты шифера, черепицы, теплоизоляции и другое;

— упаковки от стройматериалов, а также использованные емкости различных смесей, красок, клея.

Отдельная категория (и постоянный спутник строек!) — вывоз и утилизация грунта.

Особенности хранения и утилизации мусора 

Выделяют три главных вида, которые имеют свои особенности по хранению и утилизации:

— крупногабаритные (такой мусор образуется во время подготовки площадки к строительству);

— упаковка и ненужные стройматериалы (обычно они накапливаются в специальных строительных контейнерах для последующего вывоза и утилизации);

 отходы при ремонте и при выполнении отделочных работ.

Весь этот мусор необходимо выбрасывать в специализированные строительные контейнеры и в последующем осуществлять транспортировку в специально отведенные для этого места для последующей его переработки и/или утилизации в соответствии с регламентами и законодательством Республики Беларусь.

Перечень действий для вывоза строительного мусора

Существует обязательный перечень действий, которые нужно совершить при  вывозе строительного мусора: 

— собрать все образовавшиеся отходы в упаковки (это могут быть мешки, коробки или иные подобные материалы, позволяющие провести сортировку и упаковку компактно и однородно);

— подготовить специальный грузовой транспорт или контейнер для вывоза такого мусора;

— подготовить необходимый перечень документов, позволяющий произвести вывоз и утилизацию строительного мусора. Сюда в том числе относится и заполнение всех сопроводительных паспортов перевозок (без надлежаще подготовленных документов у вас строительный мусор просто не примут);

— согласовать дату и время и доставить строительный мусор на специализированный полигон;

—  оплатить услуги по сортировке и утилизации мусора в соответствии с установленным графиком и тарифом;

— произвести оплату экологического налога. 

Классификация отходов по классам опасности.

Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов осуществляется на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов (токсичность, экотоксичность, взрывоопасность, пожароопасность) и иных опасных свойств отходов (определено пунктом 4 статьи 16 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами»).

Отходы классифицируют на четыре класса опасности: 

1-й класс опасности – чрезвычайно опасные. К ним относится ртутьсодержащие лампы, ртутьсодержащие трубки и брак, ртутные вентили, термометры и брак, отходы оксида шестивалентного, медицинские, гальванические шламы, сельскохозяйственные ядохимикаты, пестициды;

2-й класс опасности – высокоопасные (например, остатки лакокрасочных материалов);

3-й класс опасности – умеренно опасные (это может быть бой шифера или отходы линолеума поливинилхлоридного;

4-й класс опасности – малоопасные (например, древесные отходы строительства, рубероид, бой кирпича и шифера).

5-й класс отходов – это безопасные бытовые отходы, обыкновенный мусор, возникающий в процессе нашей повседневной жизнедеятельности, к строительным отходам не относится.

В основном строительные отходы относятся к 3 и 4 классам опасности. Чем более высокий класс опасности (от 5 к 1 классу), тем больше экологический налог.


Типичные ошибки при сборе и вывозе строительного мусора 

Наиболее типичные ошибки, которые происходят при сборе и вывозе строительного мусора, заключаются в нескольких пунктах:

  • неправильно осуществляется сбор для последующей утилизации. Сюда относится как сортировка, так и правильное расположение контейнеров, время приема и вывоза, организация на рабочей площадке в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности, а также иными нормативно-правовыми актами. 

  • указан ошибочно или не указан примерный состав отходов. В связи с этим на место прибывает транспорт, который не соответствуют тем задачам, которые он должен выполнять. Например, металл, бумажные остатки, полимерные материалы и стекло собираются отдельно, поскольку их можно применять в качестве вторсырья.

  • неправильно оформленные документы, а также ошибочно рассчитанный экологический налог, что влечет за собой дополнительные издержки и штрафные санкции. 


Пути решения вопроса со строительным мусором

Компании решают вопросы со строительным мусором двумя путями:

— своими силами производят утилизацию строительных отходов: ищут полигоны, оформляют необходимую документации, заключают договоры по аренде грузовых машин;

— обращаются в специализированные компании, которые самостоятельно и отлажено занимаются оформлением сопроводительных документов и организуют вывоз отходов. Это, в дополнение ко всему, может сэкономить на аренде транспорта, если у предприятия-аутсорсера есть собственный автопарк.

Вывоз и утилизация строительного мусора –  важная и ответственная задача, с которой нужно знать, как справляться.  

Материал подготовлен компанией VSO