– То, с чем нам пришлось столкнуться сейчас, не идет в сравнение ни с каким предыдущим опытом. Глубина того, во что мы погружаемся, нам еще даже неведома.
Что же происходит сейчас
– Ломаются потоки и связи: логистические, финансовые, кадровые... Причем позитива нет нигде, даже на рынке труда. «Вакансии теперь закрываются быстрее, больше кандидатов» – это иллюзия успеха. Наоборот, найти хорошего специалиста становится все сложнее. У все большего числа моих знакомых в мессенджерах меняется номер телефона с +375 на коды других стран: лучшие специалисты массово уезжают.— Обрушивается спрос – потребитель «замирает», боится падения доходов (или совсем остаться без работы). Мало кто сейчас готов инвестировать в какие-то длинные истории, во что-то необязательное для жизнеобеспечения. Это бьет по огромному списку сегментов рынка.
– Санкции коснутся всех, это просто вопрос времени и степени влияния.
– Негативный новостной фон мешает рационально мыслить. Я, например, полностью отключаюсь от новостей на рабочие часы, иначе просто не могу ничего делать.
Факторы успеха сегодня:
- Холодный рассудок.
- Открытое к людям сердце – все, что в нас есть человечного, нужно вытаскивать изо всех закоулков, несмотря на негативный фон.
- Правильный выбор точек приложения усилий. Об этом и поговорим.
Как закон Парето может помочь
Лет 20 назад я оказался на бизнес-семинаре по управленческим навыкам. Тренер рассказал о правиле Парето. О том, что 20% клиентов дают 80% денег, а 20% усилий приносят 80% результата. Это стало для меня путеводной звездой в принятии ежедневных решений.По сути дела, весь тайм-менеджмент можно свести к трем простым шагам на базе закона Парето:
- В начале дня (недели) перечисли списком все предстоящие задачи.
- Отсортируй в порядке убывания по их вкладу в результат.
- Начни работу с 1-й задачи. Пока не сделаешь, ни на что больше не переключайся!
Поэтому первейшее правило для офисных работников, которое сэкономит до трети рабочего времени:
Выбери главную задачу и не отвлекайся, пока ее не закончишь!

20% людей формируют 80% ценности, создаваемой компанией. При этом 80% людей уверены, что именно они относятся к этим 20% ;-)
По сути, принцип Парето отражает неравномерность распределения причин и следствий в природе. Важна именно неравномерность, а конкретные ее цифры могут быть любыми: 70/30, 90/10.
КФУ – ключевые факторы успеха
Для опытных в бизнесе людей правило Парето достаточно очевидно. Поэтому сузим фокусировку, поговорим о ключевых факторах успеха.Правило Парето в математике относится к так называемым фрактальным системам. Если простыми словами, это подобие, внутренняя рекурсия (в природе есть много примеров – раковина улитки, листья папоротника). Внутри набора 20% причин вложены свои 20% (то есть 4%), которые отвечают за 64% следствий-результатов. А вторая вложенность выводит нас на то, что ~1% из списка задач отвечает за ~50% наших результатов. Это и есть ключевые факторы успеха (КФУ).
Ключевой фактор успеха (КФУ) – оптимальная мини-стратегия для выбранной области, с ее помощью мы быстрее достигаем своей цели. И применить правило можно к любой задаче: найти партнера в жизни или в бизнесе, разработать стратегию роста бизнеса, дать образование ребенку. Фокус на КФУ позволит из всего многообразия действий выбрать самые результативные.
Следующий набор характеристик покажет вам, нашли ли вы КФУ:
- КФУ формулируется через глагол действия, лаконичную инструкцию. Иначе вы получаете не стратегию, а описание цели.
- Всегда ограниченный набор, только 1-2 главных приоритета. Не может быть КФУ-списков из 15-20 пунктов!
- Ситуативное разнообразие. Как и лучшая стратегия, КФУ зависит от ситуации, контекста, исполнителя. Чужой шаблон или опыт редко работают.
- Неочевидность. Узкие, тонкие, «вкусные» нюансы в описании.

Как искать КФУ?
Поиск КФУ – это очень индивидуальная история. Я 20 лет качаю Парето-мышцу в своей голове, каждодневно выпаривая КФУ из ситуаций, книг, бизнес-историй. Анализирую КФУ в знакомых мне предпринимателях. Работа консультантом по стратегиям роста бизнеса очень помогает в этом, добавляет насмотренность.
Чтобы помочь вам быстро попробовать технику поиска КФУ, я приведу одну из часто используемых мной техник. Эта структура вопросов поможет вам найти варианты КФУ для интересующей вас области, когда есть Клиент, который «платит». Это не обязательно клиент в прямом смысле, в его роли может выступать ваш руководитель или супруг(а).
- Определить, в чем ваша ценность? За что именно платит «Клиент»?
- Описать образ идеального результата для «Клиента».
- Понять его мотивы. Что повышает мотивацию «Клиента»? Что увеличивает энергию взаимодействия?
- Понять точки боли и риски. Какие факторы снижают мотивацию? Какие барьеры есть у «Клиента»?
Какие есть КФУ для этого кризиса?
Ниже приведены несколько КФУ для текущего времени в ряде важных для бизнеса областей. Мы выделили их на рабочих сессиях с клиентами нашей программы «План-С». Присмотритесь, что из этого списка стоит взять вам для минимизации последствий кризиса.
