Сообщество бизнеса owner.by
Полезные новости бизнеса / Owner

«Думаю, люди еще в шоке», – вот что происходит с белорусским бизнесом

«Предложите действующим клиентам некий вариант действий на опережение:
по оптимизации оплат, по набору услуг и т.п. Думаю, клиенты должны оценить такую заботу», – делится опытом ведения бизнеса в кризисное время Татьяна Дайлид, управляющий партнер группы компаний Resolva. Она рассказала о том,
что происходит в ее компании, и дала несколько полезных советов.

В целом

У нас довольно много ИТ-клиентов, и на основании нашей коммуникации делаю вывод,
что около 30% из них «уведут» свой бизнес из страны. В то же время у нас есть как минимум 2 заявки на разработку проекта на ближайшее вступление в ПВТ. Они абсолютно осознанны. Я задавала много вопросов типа «Зачем вам это сейчас?»
и получила достаточно вразумительные ответы. Это несколько обнадеживает.

Расторгли контракты те клиенты, кто обслуживался по минимальному тарифу: это «спящие компании», которые на протяжении нескольких месяцев «вот-вот» собирались стартовать с реальной деятельностью, но сейчас даже минимальные расходы для них оказались неподъемными.

Остальные, я бы сказала, с оптимизмом смотрят в будущее, ищут основные
и резервные пути по прохождению товарных и денежных потоков, хотя периодически, как
и в начале пандемии, задают осторожные вопросы по юридически грамотному сокращению штата, по слиянию компаний и т.п. 

О стоимости услуг

Мы, как и большинство наших конкурентов, тарифицируем свои услуги в привязке
к доллару. Но, как и в прежние непростые времена, будем идти навстречу нашим клиентам в условиях стремительного роста курса и всеобщей неопределенности и предлагать при необходимости особые условия оплаты.
Сейчас мы более тщательно выверяем дебиторскую задолженность и по возможности взыскиваем ее. Тут наши риски не очень велики (гигантских долгов нет), но новые контракты, которые будем заключать, будут иметь предоплатную часть.
По моим наблюдениям и опыту собственных наших b2b-покупок, так сейчас делают практически все.

О рекламе

Пока не решила, останавливать ли рекламу, но за последние 10 дней обращений по рекламным каналам (кампания по кадровому учету) практически не было. Думаю, люди еще в шоке и планы у многих пока очень сильно изменились, нужно наблюдать. В то же время есть звонки и новые контракты по нерекламируемым направлениям: бухучет и юридические услуги. Люди приходят по сарафанному радио
в поисках профессиональной поддержки и, конечно, пытаясь сократить свои расходы. Аутсорсинг, как и ранее, в непростые времена показывает неплохой результат
в динамике, хотя пара бессонных ночей по поводу дальнейших перспектив компании
все-таки имела место быть.
Мы пока особо не сокращали расходы, так как и ранее довольно рационально тратили деньги. И даже наоборот: нам уже пора было обновить компьютеры и другую технику,
но мы откладывали по тем или иным причинам.

Сложности с приобретением валюты и ощутимый рост цен на технику практически каждый день подтолкнули к принятию решения о быстрой покупке нужного оборудования.


О сотрудниках

Стараемся сохранить всех специалистов и уровень зарплат. Будем надеяться,
что аутсорсинг наших услуг останется на плаву благодаря возможности клиентов оптимизировать расходы и получить советы и поддержку по бухгалтерским, финансовым
и юридическим вопросам практически 24/7 от целой команды специалистов.

В нашей юридической практике нет массовых заявок на закрытие организаций и ИП, как, кстати, и заявок на подготовку кадровых документов по сокращению штата. И это хорошо.

Что можно посоветовать бизнесу:

  1. Усилить контроль оплат и расходов, активнее работать с дебиторской задолженностью, по возможности брать предоплату хотя бы частично. Тщательнее контролировать временные затраты на обслуживание клиентов.
  2. Изучить возможные риски, связанные с товарными каналами и хождением денег,
  3. и устранить их, создав резервные каналы.
  4. Часть выручки пустить на формирование резервного фонда (если не делали это ранее). 
  5. Мониторить ситуацию в отрасли, общаться с конкурентами и коллегами в поисках оптимальных решений для сохранения бизнеса.
  6. Проводить собрания с сотрудниками, оглашая положение компании «здесь и сейчас». Так легче переносится неопределенность и разделяется ответственность.
  7. При сокращении штата действовать строго по букве закона (Трудового кодекса) и при поддержке юристов. Так и с людьми получится поступить по-человечески и за ошибки платить не придется. 
  8. Предложить действующим клиентам некий вариант действий на опережение: по оптимизации оплат, по набору услуг, по доступности специалистов и т.п. Думаю, клиенты должны оценить такую заботу.

Источник: Myfin.by

Made on
Tilda